Выберите регион:
Ваш город:
Химки
ISO 9001:2008
Оставьте отзыв о нашей работе
19 Августа

Евгений Филиппов: «За здоровьем системы, как и за собственным, надо следить»

Проект Первого БИТа по комплексной автоматизации Клинического центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова был признан лучшим среди выполненных для медицинских учреждений на конкурсе «Лучшие ИТ-проекты в госсекторе». Одной из ключевых составляющих проекта стало тестирование работоспособности масштабной информационной системы и её последующая оптимизация. Это было осуществлено Центром технологической экспертизы Первого БИТа, руководитель которого Евгений Филиппов рассказал о проекте, возможностях своего Центра и том, как компаниям избежать падения производительности их информационных систем.

Как вы можете оценить этот проект? Его результаты?

– Несмотря на сложность внедрения и беспрецедентность некоторых задач мы справились успешно. Технологии, которые были использованы в ходе проекта, – к примеру, новая на тот момент платформа 8.3 и тонкие линукс-клиенты – нигде до этого в таких масштабах не использовались. Новым видом задач стала и работа с программно формируемыми управляемыми формами (способ программирования интерфейса пользователя). В результате нескольких месяцев работы удалось повысить качество и доступность услуг клинического центра, ежегодно обслуживающего свыше 400 тысяч пациентов – от избавления от очередей в регистратуре до снижения нагрузки на персонал.

Что вы можете выделить в проекте?

– Впервые в своей работе наш Центр привлёк сотрудников Первого БИТа из других офисов и подразделений. Это был по-настоящему командный для нашей компании проект. Кроме того, я хочу поблагодарить Алексея Гайдукова, руководителя направления автоматизации медицинских организаций фирмы «1С». Его вклад в успех проекта неоценим.

Чем занимается ваш Центр, и какова была ваша роль в проекте?

– Мы повышаем технологическое качество работы систем на платформе «1С». Это включает в себя оптимизацию производительности и обеспечение устойчивости работы системы. Для этого мы находим проблемные места и вносим изменения в коды программных решений, в организацию работы с системой, в её архитектуру. В ходе этого проекта нашей задачей было провести нагрузочное тестирование и оптимизацию работы системы под высокую нагрузку – её пользователями стали 800 сотрудников клинического центра. Решая поставленные задачи, мы активно взаимодействовали с создателем внедряемых программных решений – фирмой «1С», – в частности по результатам наших обращений в версии программ вносились необходимые изменения.

– Насколько было необходимо проведённое вами тестирование? Можно ли обойтись без него при масштабных внедрениях?

– В случае Клинического центра ПМГМУ нагрузочное тестирование было жизненно необходимо – нельзя сажать на самолет пассажиров, вообще не имея представления о его грузоподъёмности. Последнее справедливо в отношении внедрения любой системы, работа которой предполагает столь большую нагрузку.

Вы можете оптимизировать производительность уже запущенных без вашего участия систем?

– Да, и регулярно этим занимаемся. И таких работ больше, чем внедрений с нуля.

Сколько времени обычно занимает оптимизация? Может ли возникнуть потребность в ней у небольшой организации?

– Работы могут длиться от одного часа до восьми месяцев. Небольшие организации, нуждаясь в решении проблем с работой информационной системы, как правило, предпочитают «перетерпеть». Однако эти проблемы скоро сказываются на эффективности работы их сотрудников, что в итоге сводит на нет попытку такой «экономии». У крупных же предприятий и проблемы оказываются крупными, поэтому к нам они обращаются чаще.

В описании вашего Центра говорится, что обычно наибольшие проблемы с производительностью возникают из-за грубых ошибок. Что это за ошибки?

– Автоматизированная система – это механизм, выполняющий определенные действия с информацией. Каждый механизм предназначен для решения определенной задачи в определенных условиях и обычно требует определённого обслуживания. Если вы начинаете использовать его не по назначению, он может делать это плохо, а потом, скорее всего, испортится. Если начать самостоятельно вносить изменения, – например, оклеить стёкла и приборную панель автомобиля ленточками, цветами и мягкими игрушками, – вы доедете только до ближайшего препятствия. Таких же ошибок можно наделать и при работе с системами на платформе «1С:Предприятие».

Могут ли организации оптимизировать производительность собственными силами?

– Это возможно в случае с системой небольшого масштаба. Тогда в организации могут оказаться специалисты, способные справиться с такой задачей или научиться решать её, – мы с подобными примерами встречались. Однако вы не научите своего специалиста работе с масштабной сложной системой. Со всем нашим опытом в области оптимизации, мы продолжаем учиться на каждом большом проекте.

– Что делать, чтобы избежать негативных эффектов от естественного снижения производительности с течением времени?

– За здоровьем системы, как и за собственным, надо следить. Для начала – хотя бы вести мониторинг времени выполнения ключевых операций как по абсолютным величинам, так и в динамике за определённый период. Также нужно следить за загрузкой оборудования – тоже по абсолютным величинам и в динамике, – за критичными ошибками: ошибками блокировок, падениями, зависаниями и незапланированными перезапусками процессов.

В чём суть предлагаемой вашим центром экспресс-диагностики?

– Мы смотрим, не мешает ли что-либо системе работать нормально – не наклеили ли тех самых «ленточек», производится ли необходимое обслуживание. Такое оперативное выявление наиболее грубых ошибок обходится предприятию значительно дешевле, нежели полная диагностика. Более того, после такого обследования мы указываем на проблемы и способы их решения, и организация может (при наличии такой возможности) устранить их самостоятельно, сэкономив и здесь.

Какие сложные задачи вам приходилось решать ранее, в каких значимых проектах участвовать?

– Мы первыми запустили 1000 пользователей в одной информационной базе «1С». Работали в структурах «Росатом», «Красная поляна», «Ист Лайн», Банке России и Росбанке, проводили исследования для российских представительств IBM, Oracle, HP. Наиболее крупные наши проекты проводятся при технологическом курировании со стороны «1С».


Возврат к списку

Линия консультации
Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы?
Задайте их нам!

Заполните форму - и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время.

Выберите регион:
Контакты
Офисы в Химках

Узнайте первым об акциях и скидках и получайте профессиональные новости, а также советы по «1С» – еженедельно!


Если вы заметили ошибку, сообщите нам, выделив проблемный текст и нажав Shift + Enter. Спасибо!